- Советы депутатов трудящихся
- СОВÉТЫ ДЕПУТÁТОВ ТРУДЯ́ЩИХСЯ, Советы, в СССР в соответствии с Конституцией СССР 1936 выборные представительные органы гос. власти. Выборы в Советы осуществлялись на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. На выборах в ВС СССР в дек. 1937 участвовало св. 90 млн. чел., или 96,8% всех избирателей, за кандидатов блока коммунистов и беспартийных голосовало в Совет Союза 98,6%, в Совет Национальностей 97,8% избирателей. В ВС СССР избраны 1143 деп. (569 в Совет Союза, 574 в Совет Национальностей) представители 62 национальностей. парт. состав: 870 коммунистов и 273 беспартийных. Социальный состав: 480 рабочих, 337 крестьян, 326 представителей интеллигенции; 189 депутатских мест принадлежало женщинам. В июне 1938 состоялись выборы в ВС союзных и авт. республик. В дек. 1939 прошли выборы в местные С. В них участвовало св. 99,3% избирателей, 98,9% отдали голоса за кандидатов в депутаты. Среди депутатов ок. 870 тыс., или 67,9%, беспартийных; 69,2% рабочих и крестьян, 30,8% служащих; 33,1% женщин. Выборы в С. свидетельствовали о полной поддержке трудящимися политики партии и Сов. власти, позволили создать единую систему органов власти социалистич. гос-ва снизу доверху.
С нач. войны С., руководствуясь указами Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 об объявлении в отд. местностях СССР воен. положения и Директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941, перестраивали свою работу на воен. лад. Определились два осн. направления в деятельности С. тыловых р-нов: удовлетворение нужд фронта (участие в воен.-мобилизац. мероприятиях, решение вопросов Всевобуча, МПВО, Осоавиахима, стр-во оборонительных сооружений, эвакуация 194142, а затем реэвакуация населения, увеличение продукции, гл. обр. местной промышленности и сельского хозяйства, всенародная помощь фронту и другие.) и создание для населения необходимых условий жизни и труда.
Война внесла изменения в структуру и деятельность исполкомов С. Расширился круг вопросов, связанных с условиями воен. обстановки, сузились коллегиальные формы работы С: выборы не проводились (в связи с войной срок полномочий депутатов был продлён); мн. вопросы, решавшиеся ранее коллегиально, рассматривались пред. исполкомов, руководителями отделов и управлений; возросло число совм. принятых партийно-сов. постановлений; не было возможности регулярно проводить сессии (правомочными признавались сессии С., на к-рых присутствовало 2/3 наличного состава депутатов), разрешалась кооптация активистов в состав исполкомов (к янв. 1945 третья часть деп. местных С. находилась в армии и на флоте). Ряд функций С. осуществлялся исполкомами, председателями их, руководителями отделов и управлений. Наряду с сессиями периодически созывались общие собрания граждан, через постоянные комиссии в работу С. вовлекались тысячи людей: на янв. 1945 в местных С. страны в постоянных комиссиях работали св. 356 тыс. депутатов (73% состава С.) и св. 1,2 млн. активистов. В составе исполкомов создавались отделы по воен. заказам и монтажу эвакуир. оборудования, по гос. обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и инвалидов войны, по назначению пособий многодетным и одиноким матерям (см. Социальное обеспечение) и др. В своей работе исполкомы использовали членов уличных и квартальных к-тов, рождались новые формы обществ. орг-ций: сан.-бытовые отряды, бригады строителей, созданные на добровольных началах, и др. Исполкомы С. пересматривали бюджеты, сокращали адм.-управленческие расходы и другие. Органы учёта и распределения рабочей силы при исполкомах вели мобилизацию трудоспособного населения на постоянную, временную и сезонную работу (в 1942 из 733,9 тыс. чел. в топливно-энергетич. пром-сть направлено св. 74 тыс., в металлургич. св. 89 тыс., в маш.-строит. св. 51 тыс., в воен. св. 190 тыс.). В с.-х. р-нах С. совм. с политотделами МТС и совхозов организовывали подготовку кадров для с. х-ва (открывали курсы, школы и другие.). Деп. местных С. вели разъяснительную и массово-политич. работу среди населения, участвовали в создании агитпунктов и агитколлективов, в организации докладов, лекций и другие. В прифронтовых р-нах исполкомы действовали в контакте с воен. советами и командованием Сов. Армии, к-рым передавалась вся полнота власти в области обороны и обществ. порядка.
На оккупир. врагом терр. С. участвовали в формировании партиз. отрядов и в руководстве ими (пред. исполкома г. Путивля С. А. Ковпак прошёл путь от командира небольшого партиз. отряда до руководителя крупного соединения). В партиз. краях и зонах действовали зафронтовые С. (Ленинградская, Псковская, Калининская, Смоленская, Брянская, Орловская и другие. области РСФСР). Чаще создавались зафронтовые С. сел. звена, реже районного. В их состав входили парт. и сов. работники из числа партизан. Члены зафронтовых С. организовывали помощь Сов. Армии, партиз. отрядам, собирали деньги и ценности в Фонд обороны. Они проводили воспитат. работу среди населения оккупир. терр., используя для этого собрания, митинги, листовки, газеты, радио и другие. В партиз. краях и зонах при участии С. отмечались сов. праздники.
На терр. освобождённых р-нов воссоздавались исполкомы С. Их состав назначался вышестоящими сов. органами. Исполкомы подбирали и назначали пред. и секр. местных С., директоров МТС и совхозов, руководителей промышленных пр-тий, культ.-просвет. и др. учреждений. Исполкомы С. освобождённых городов и сёл организовывали на пр-тиях и в мастерских произ-во и ремонт вооружения, боевой техники, орудий сел. труда, развёртывали восстановит. дорожные работы, создавали призывные пункты; руководили сбором оружия и боеприпасов, оставшихся на поле боя, разминированием и другие. мероприятиями по налаживанию мирной жизни; обеспечивали население продовольствием, одеждой, обувью; налаживали работу больниц, школ и детских домов. В своей деятельности исполкомы опирались на помощь коммунистов и комсомольцев. С освобождением значит. терр. СССР от нем.-фаш. захватчиков восстанавливалось число депутатов в местных С. (в городах этот процесс шёл быстрее, чем в сел. местности). В условиях войны возросла роль депутатов-женщин. В окт. 1944 они составляли 55,5% аппарата Верх. Советов и СНК союзных республик, 60,9% областных и краевых исполкомов, 59,8% гор. и районных С., 76,5% сел. и поселковых С., ок. 62% актива постоянных комиссий.
Важной задачей С. была забота о материальных и бытовых нуждах трудящихся, семьях военнослужащих и инвалидов. Особую роль в этом сыграло пост. ЦК ВКП(б) об улучшении работы сов. органов и местных парт. орг-ций по оказанию помощи семьям военнослужащих (янв. 1943). В 1944 по бюджетам АССР и местных С. расходы на нужды трудящихся составили св. 25 млрд. руб. С. активно участвовали во всенар. движении помощи фронту.
К 1947 (до первых послевоен. выборов в С.) в местных С. насчитывалось 42,9% общего числа избранных в 1939 деп.; ок. 70% пред. исполкомов и св. 50% чл. исполкомов были кооптированы. Полностью состав С. восстановлен в результате выборов 194748.
"Война, подчёркивал Пред. Президиума ВС СССР М. И. Калинин, подвергла жестокому испытанию не только отдельных людей, но и весь государственный организм в целом его учреждения, предприятия, организации и в особенности Советы, как местные органы власти, задачи которых универсальны" (Калинин М. И., Вопросы советского строительства, М., 1958, с. 670). В годы войны С. д. т. вместе с профсоюзными, комс. и др. массовыми орг-циями трудящихся под руководством Коммунистич. партии направили свою многогранную деятельность к общей цели разгрому немецко-фашистских захватчиков.
Лит.: Лепешкин А. И., Советы власть народа 19361967 гг., М., 1967; Советы за 50 лет, М., 1967; Щетинин Б. В., Создание и деятельность органов сов. власти в тылу нем.-фаш. войск, "ВИ КПСС", 1970, No 6; Куликова Г. Б., Советы депутатов трудящихся в 19411945 гг., в кн.: Сов. тыл в Вел. Отечеств. войне, кн. 1, М., 1974.
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985.